Модуль «GRETERE»

МОДУЛЬ (скачать pdf)   Методические рекомендации для студентов (скачать pdf)

Модуль «GRETERE» - это модульная учебная программа "Устойчивое развитие территорий", которая создана на стыке наук: экологии, архитектуры, градостроительства, социологии и экономики. Данный модуль предназначен для предоставления студентам всесторонних знаний в области устойчивого развития территорий для формирования "зеленого" мировоззрения с учетом современных решений в области землеустройства и развития территорий, принципов зеленой экономики, современных тенденций в преобразовании и развитии инженерной инфраструктуры городского пространства. Учебная программа основана на анализе в первую очередь европейской политики и тенденций в области устойчивого развития, основанных на современных и классических исследованиях в области пространственного планирования, градостроительства и архитектурного дизайна. Он включает в себя 4 раздела, которые дополняют друг друга, обеспечивая комплексный и контекстуальный подход к высшему профессиональному образованию. Программа модуля предназначена для студентов, изучающих архитектуру и урбанизм, городское планирование, территориальное управление и земельное право, дистанционное зондирование и исследование природных ресурсов, космический мониторинг и экологию. Обучение студентов направлено на формирование системного взгляда на развитие территорий, включает изучение основных европейских и мировых тенденций в развитии городов, развитие зеленых технологий и зеленой экономики в контексте международной политики устойчивого развития.

Направление подготовки

07.04.01 Архитектура (профиль "Архитектура и урбанизм")
07.04.02 Градостроительство
21.04.02 Землеустройство и кадастр (профиль "Управление недвижимостью и развитием территорий")

Уровень подготовки Магистратура
Тип модуля обязательный
Количество зачетных единиц 9 ЗЕТ

Структура модуля «GRETERE»

 

1-й семестр, 3 ЗЕТ, 34 контактных часа

1. Введение в устойчивое развитие. Политика ЕС.Социально-экономические изменения: На пути к зеленому росту

1-й блок - “мировоззренческий” - объединяет 2 учебных раздела и направлен на формирование у студентов "зеленого" мировоззрения, понимания мировых и европейских тенденций в политике устойчивого развития, социально-экономических изменений и принципов зеленой экономики.

Глобальные проблемы: определение, природа и источники. Концепция устойчивого развития: определение и аспекты (социально-гуманитарные, экологические, экономические), аналитические подходы. Показатели устойчивого развития: подходы к разработке. Изменение климата как угроза перехода к устойчивому развитию: причины и последствия; научный подход. Мир+2С, мир +4С. Европейский вклад в международную политику устойчивого развития. Повестка дня-2030. Вклад ЕС. Опыт государств в разработке национальных стратегий устойчивого развития. Европейские действия в области устойчивого развития (Страсбург, 2016). Обзор осуществления природоохранной деятельности ЕС: общие проблемы и пути совместной работы для достижения наилучших результатов, предлагаемые меры по улучшению природоохранной деятельности (Брюссель, 2017).

Концепция и характеристики зеленой экономики, ключевые цели и предпосылки. Перспективы развития мировой энергетики. Социально-экономические и культурные изменения. Коэволюция в потребительской практике и инфраструктуре. Изменение образа жизни и продовольственная безопасность. Социально-экономические изменения и использование ресурсов. Основы развития сельских территорий и земель сельскохозяйственного назначения. Европейская стратегия развития зеленой экономики. Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста. Дорожная карта эффективности использования ресурсов. Зеленые инновации и рынки. Барьеры на пути развития и передачи зеленых технологий. Зеленые инвестиции. Национальная поддержка.

2. Прогнозирование и стратегическое планирование

2-й блок посвящен анализу европейского и российского опыта градостроительства и тенденций развития территорий европейских стран в России. Также рассматриваются примеры городского планирования в Китае, Сингапуре, Канаде и других странах.

Методы прогнозирования и планирования. Анализ и синтез. Пространственный синтез. Определение целей устойчивого развития (желаемых показателей) для развития территории (структура, инфраструктура, услуги, транспорт). Оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований; увеличение доли "зеленой" экономики. Обеспечение экологической безопасности в регионе; зеленые инвестиции. Формирование и реализация структурной, инвестиционной, научно-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры. Прогнозируемые ограничения на использование территории; рациональное землепользование. Обеспечение устойчивого развития и повышение инвестиционной привлекательности территории. Анализ тенденций в области территориального управления в европейских странах в контексте устойчивого развития. Примеры комплексного подхода к развитию территории.

2-й семестр, 3 курса, 40 контактных часов

3. Рост городов и устойчивое развитие

3-й блок включает в себя анализ примеров лучших европейских и мировых практик городского развития: инфраструктура, реконструкция, ревитализация, использование зеленых технологий, развитие особо охраняемых территорий и т.д.

Ключевые концепции роста городов и их потенциал для устойчивого развития. Города и мегаполисы, небольшие города, пригороды, мегаполисы. Масштабы городских услуг и инфраструктуры. Городской метаболизм. Водоснабжение. Технология очистки и использования воды с крыш, крыш садов, жилых комплексов с использованием инновационных, экологически чистых технологий. Развитие транспорта. Городской, сельский или пригородный образ жизни. Проектирование социально устойчивой среды обитания. Благоустройство территории. Экологическое архитектурное проектирование, городская экология. Принципы проектирования городских территорий, прилегающих к особо охраняемым территориям.

2-й семестр, 3 курса, 36 контактных часов

4. Цифровизация и геоданные

4-й блок дан отдельным курсом и предоставляет инструменты мониторинга окружающей среды и цифровизации для устойчивого развития территорий, а также примеры их успешного применения в городском управлении.

Геоинформационная система. Аэрокосмическая съемка. Мониторинг окружающей среды с помощью дистанционного зондирования земли. Международная программа ЕС "Copernicus". Smart-планировщик. Умные города и умные граждане. Цифровая демократия. 3D-геоинформация для устойчивого городского развития. Тенденции BIM и ГИС

Блок 1 может быть рекомендован для любой образовательной области, поскольку имеет мировоззренческий характер. Блоки № 2, 3 и 4 содержат профессиональный контент и разрабатываются с привязкой к направлению подготовки.

Результаты обучения

Студент, освоивший модуль, способен:

  1. Анализировать глобальные проблемы и мировые тенденции в политике устойчивого развития, соотносить причины и последствия политических и управленческих решений, принимаемых на глобальном, национальном и местном уровнях;
  2. Анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность в контексте устойчивого развития;
  3. Сравнивать опыт и оценивать рациональность применения различных зеленых технологий в проектных решениях в различных географических, климатических и экономических условиях;
  4. Сравнивать и оценивать мировые, европейские и российские тенденции в территориальном планировании в исторической ретроспективе; оценивать эффективность градостроительных/ территориальных решений различного масштаба с точки зрения устойчивого развития территории;
  5. Осуществлять комплексный анализ задач проекта, интерпретировать и сравнивать результаты с позиций целей устойчивого развития (ЦУР);
  6. Применять компьютерные технологии поиска, первичной обработки, анализа и интерпретации пространственных данных для тематических исследований и обоснования принятых проектных идей и подходов к решению проблем в контексте устойчивого развития территорий;
  7. Анализировать, обобщать и применять зарубежный опыт использования 3D-кадастровых/ BIM-технологий, оценивать предпосылки и возможности их внедрения в Российской Федерации;
  8. Анализировать и обобщать инновационные европейские, мировые и российские практики и подходы в соответствии с принципами устойчивого развития;
  9. Адаптировать и применять инновационные мировые и европейские практики и подходы в проектировании оригинальных и нестандартных архитектурных решений, а также в планировании благоприятной городской среды с использованием геопространственных данных в соответствии с принципами устойчивого развития.
Методы обучения
  • Смешанный подход к обучению (очное обучение, самообучение, онлайн-занятия, "перевернутые" занятия)
  • Контекстный подход (формирование содержания и методов обучения в контексте профессиональной подготовки)
  • Диалоговые лекции (включая приглашение внешних экспертов);
  • Практические занятия (семинары, презентации, дискуссии, дебаты, деловые/ ролевые игры; тематические исследования, предпроектное исследование);
  • Методология рефлексивных опросов;
  • Участие в круглых столах, дебатах, конференциях, выставках
  • Формирование содержания занятий и отбор кейсов с учетом запросов студентов, их планирование исследований и проектов
Методы оценки Промежуточная оценка:
  • Блок 1 – презентации на занятиях; написание короткой статьи/ эссе; бизнес-игра или командная презентация "Мой зеленый бизнес, основанный на зеленых технологиях"
  • Блоки 2 и 3 – рефераты/ презентации/ обзоры лучших европейских, российских и мировых практик (в контексте подготовки собственного проекта/ магистерской диссертации)
  • Блок 4 - курсовой проект
  • Рефлексивные опросы в начале обучения, после 2-го блока (в конце 1-ого семестра) и в конце обучения
  • Наблюдение 

Итоговый контроль:

  • Презентация результатов собственных исследований и проектов, выполненных в контексте целей устойчивого развития, во время круглого стола/ исследовательской секции ежегодной студенческой конференции
  • Публикация в ежегодном студенческом научном сборнике (по рекомендации)
Особенности
  • Приглашение внешних экспертов на встречи, презентации, лекции и дискуссии
  • Активная обратная связь и рефлекторные методы
  • Взаимосвязь доменов:
Методы обучения предполагают тесную связь с модулем "Проект и исследование", в рамках которого магистранты готовят магистерскую диссертацию в качестве выпускной квалификационной работы. Студенты соотносят результаты своих исследований и разработки проектов с ЦУР (Повестка дня на период до 2030 года) и лучшими мировыми и европейскими практиками и представляют их экспертам для оценки на круглом столе или на студенческой конференции.
  • Презентации экспертам для оценки на круглом столе или на научной секции ежегодной студенческой конференции с перспективой публикации в журнале/ ежегоднике студенческих исследований