Модуль «GRETERE»

МОДУЛЬ (скачать pdf)   Методические рекомендации для студентов (скачать pdf)

Модуль «GRETERE» - это модульная учебная программа "Устойчивое развитие территорий", которая создана на стыке наук: экологии, архитектуры, градостроительства, социологии и экономики. Данный модуль предназначен для предоставления студентам всесторонних знаний в области устойчивого развития территорий для формирования "зеленого" мировоззрения с учетом современных решений в области землеустройства и развития территорий, принципов зеленой экономики, современных тенденций в преобразовании и развитии инженерной инфраструктуры городского пространства. Учебная программа основана на анализе в первую очередь европейской политики и тенденций в области устойчивого развития, основанных на современных и классических исследованиях в области пространственного планирования, градостроительства и архитектурного дизайна. Он включает в себя 4 раздела, которые дополняют друг друга, обеспечивая комплексный и контекстуальный подход к высшему профессиональному образованию. Программа модуля предназначена для студентов, изучающих архитектуру и урбанизм, городское планирование, территориальное управление и земельное право, дистанционное зондирование и исследование природных ресурсов, космический мониторинг и экологию. Обучение студентов направлено на формирование системного взгляда на развитие территорий, включает изучение основных европейских и мировых тенденций в развитии городов, развитие зеленых технологий и зеленой экономики в контексте международной политики устойчивого развития.

Направление подготовки

07.04.01 Архитектура (профиль "Архитектура и урбанизм")
07.04.02 Градостроительство
21.04.02 Землеустройство и кадастр (профиль "Управление недвижимостью и развитием территорий")

Уровень подготовки Магистратура
Тип модуля обязательный
Количество зачетных единиц 9 ЗЕТ

Структура модуля «GRETERE»

 

1-й семестр, 3 ЗЕТ, 34 контактных часа

1. Введение в устойчивое развитие. Политика ЕС.Социально-экономические изменения: На пути к зеленому росту

1-й блок - “мировоззренческий” - объединяет 2 учебных раздела и направлен на формирование у студентов "зеленого" мировоззрения, понимания мировых и европейских тенденций в политике устойчивого развития, социально-экономических изменений и принципов зеленой экономики.

Глобальные проблемы: определение, природа и источники. Концепция устойчивого развития: определение и аспекты (социально-гуманитарные, экологические, экономические), аналитические подходы. Показатели устойчивого развития: подходы к разработке. Изменение климата как угроза перехода к устойчивому развитию: причины и последствия; научный подход. Мир+2С, мир +4С. Европейский вклад в международную политику устойчивого развития. Повестка дня-2030. Вклад ЕС. Опыт государств в разработке национальных стратегий устойчивого развития. Европейские действия в области устойчивого развития (Страсбург, 2016). Обзор осуществления природоохранной деятельности ЕС: общие проблемы и пути совместной работы для достижения наилучших результатов, предлагаемые меры по улучшению природоохранной деятельности (Брюссель, 2017).

Концепция и характеристики зеленой экономики, ключевые цели и предпосылки. Перспективы развития мировой энергетики. Социально-экономические и культурные изменения. Коэволюция в потребительской практике и инфраструктуре. Изменение образа жизни и продовольственная безопасность. Социально-экономические изменения и использование ресурсов. Основы развития сельских территорий и земель сельскохозяйственного назначения. Европейская стратегия развития зеленой экономики. Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста. Дорожная карта эффективности использования ресурсов. Зеленые инновации и рынки. Барьеры на пути развития и передачи зеленых технологий. Зеленые инвестиции. Национальная поддержка.

2. Прогнозирование и стратегическое планирование

2-й блок посвящен анализу европейского и российского опыта градостроительства и тенденций развития территорий европейских стран в России. Также рассматриваются примеры городского планирования в Китае, Сингапуре, Канаде и других странах.

Методы прогнозирования и планирования. Анализ и синтез. Пространственный синтез. Определение целей устойчивого развития (желаемых показателей) для развития территории (структура, инфраструктура, услуги, транспорт). Оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований; увеличение доли "зеленой" экономики. Обеспечение экологической безопасности в регионе; зеленые инвестиции. Формирование и реализация структурной, инвестиционной, научно-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры. Прогнозируемые ограничения на использование территории; рациональное землепользование. Обеспечение устойчивого развития и повышение инвестиционной привлекательности территории. Анализ тенденций в области территориального управления в европейских странах в контексте устойчивого развития. Примеры комплексного подхода к развитию территории.

2-й семестр, 3 курса, 40 контактных часов

3. Рост городов и устойчивое развитие

3-й блок включает в себя анализ примеров лучших европейских и мировых практик городского развития: инфраструктура, реконструкция, ревитализация, использование зеленых технологий, развитие особо охраняемых территорий и т.д.

Ключевые концепции роста городов и их потенциал для устойчивого развития. Города и мегаполисы, небольшие города, пригороды, мегаполисы. Масштабы городских услуг и инфраструктуры. Городской метаболизм. Водоснабжение. Технология очистки и использования воды с крыш, крыш садов, жилых комплексов с использованием инновационных, экологически чистых технологий. Развитие транспорта. Городской, сельский или пригородный образ жизни. Проектирование социально устойчивой среды обитания. Благоустройство территории. Экологическое архитектурное проектирование, городская экология. Принципы проектирования городских территорий, прилегающих к особо охраняемым территориям.

2-й семестр, 3 курса, 36 контактных часов

4. Цифровизация и геоданные

4-й блок дан отдельным курсом и предоставляет инструменты мониторинга окружающей среды и цифровизации для устойчивого развития территорий, а также примеры их успешного применения в городском управлении.

Геоинформационная система. Аэрокосмическая съемка. Мониторинг окружающей среды с помощью дистанционного зондирования земли. Международная программа ЕС "Copernicus". Smart-планировщик. Умные города и умные граждане. Цифровая демократия. 3D-геоинформация для устойчивого городского развития. Тенденции BIM и ГИС

Блок 1 может быть рекомендован для любой образовательной области, поскольку имеет мировоззренческий характер. Блоки № 2, 3 и 4 содержат профессиональный контент и разрабатываются с привязкой к направлению подготовки.

Результаты обучения

Студент, освоивший модуль, способен:

  1. Анализировать глобальные проблемы и мировые тенденции в политике устойчивого развития, соотносить причины и последствия политических и управленческих решений, принимаемых на глобальном, национальном и местном уровнях;
  2. Анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность в контексте устойчивого развития;
  3. Сравнивать опыт и оценивать рациональность применения различных зеленых технологий в проектных решениях в различных географических, климатических и экономических условиях;
  4. Сравнивать и оценивать мировые, европейские и российские тенденции в территориальном планировании в исторической ретроспективе; оценивать эффективность градостроительных/ территориальных решений различного масштаба с точки зрения устойчивого развития территории;
  5. Осуществлять комплексный анализ задач проекта, интерпретировать и сравнивать результаты с позиций целей устойчивого развития (ЦУР);
  6. Применять компьютерные технологии поиска, первичной обработки, анализа и интерпретации пространственных данных для тематических исследований и обоснования принятых проектных идей и подходов к решению проблем в контексте устойчивого развития территорий;
  7. Анализировать, обобщать и применять зарубежный опыт использования 3D-кадастровых/ BIM-технологий, оценивать предпосылки и возможности их внедрения в Российской Федерации;
  8. Анализировать и обобщать инновационные европейские, мировые и российские практики и подходы в соответствии с принципами устойчивого развития;
  9. Адаптировать и применять инновационные мировые и европейские практики и подходы в проектировании оригинальных и нестандартных архитектурных решений, а также в планировании благоприятной городской среды с использованием геопространственных данных в соответствии с принципами устойчивого развития.
Методы обучения
  • Смешанный подход к обучению (очное обучение, самообучение, онлайн-занятия, "перевернутые" занятия)
  • Контекстный подход (формирование содержания и методов обучения в контексте профессиональной подготовки)
  • Диалоговые лекции (включая приглашение внешних экспертов);
  • Практические занятия (семинары, презентации, дискуссии, дебаты, деловые/ ролевые игры; тематические исследования, предпроектное исследование);
  • Методология рефлексивных опросов;
  • Участие в круглых столах, дебатах, конференциях, выставках
  • Формирование содержания занятий и отбор кейсов с учетом запросов студентов, их планирование исследований и проектов
Методы оценки Промежуточная оценка:
  • Блок 1 – презентации на занятиях; написание короткой статьи/ эссе; бизнес-игра или командная презентация "Мой зеленый бизнес, основанный на зеленых технологиях"
  • Блоки 2 и 3 – рефераты/ презентации/ обзоры лучших европейских, российских и мировых практик (в контексте подготовки собственного проекта/ магистерской диссертации)
  • Блок 4 - курсовой проект
  • Рефлексивные опросы в начале обучения, после 2-го блока (в конце 1-ого семестра) и в конце обучения
  • Наблюдение 

Итоговый контроль:

  • Презентация результатов собственных исследований и проектов, выполненных в контексте целей устойчивого развития, во время круглого стола/ исследовательской секции ежегодной студенческой конференции
  • Публикация в ежегодном студенческом научном сборнике (по рекомендации)
Особенности
  • Приглашение внешних экспертов на встречи, презентации, лекции и дискуссии
  • Активная обратная связь и рефлекторные методы
  • Взаимосвязь доменов:
Методы обучения предполагают тесную связь с модулем "Проект и исследование", в рамках которого магистранты готовят магистерскую диссертацию в качестве выпускной квалификационной работы. Студенты соотносят результаты своих исследований и разработки проектов с ЦУР (Повестка дня на период до 2030 года) и лучшими мировыми и европейскими практиками и представляют их экспертам для оценки на круглом столе или на студенческой конференции.
  • Презентации экспертам для оценки на круглом столе или на научной секции ежегодной студенческой конференции с перспективой публикации в журнале/ ежегоднике студенческих исследований

 

 
Coordinated by:
Moscow State University
of Geodesy and Cartography

The prоject is funded by the European Commission and reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein

Co-funded by the
Erasmus+ Programme
of the European Union