ВИДЕОФОРУМ «Университетское образование для устойчивого развития: европейские тренды и российская действительность»

20.06.2020

ВИДЕОФОРУМ  «Университетское образование для устойчивого развития:  европейские тренды и российская действительность»

16 июня 2020 состоялся видеофорум «Университетское образование для устойчивого развития:  европейские тренды и российская действительность», в котором приняли участие преподаватели, сотрудники и студенты МИИГАиК, ИрГУПС, СОГУ, МФТИ, СПбГУ, а также руководитель программы «Зеленые вузы России».
В первой части видеофорума была представлена презентация результатов реализации международного проекта ERUSMUS+ Jean Monnet Module “Green Terra Development – Зеленое развитие территорий” (GRETERE) в МИИГАиК в 2019-2020 г. В рамках этого проекта фактически была разработана методология разработки междисциплинарного модуля профессиональной направленности и внедрения принципов устойчивого развития в подготовку магистрантов и бакалавров в рамках университетского образования. Преподаватели МИИГАиК, участвовавшие в реализации проекта, поделились результатами своих исследований и наблюдений, обсудили итоги второго года реализации проекта и перспективы его дальнейшего развития.
Во второй части видеофорума были представлена программа «Зеленые вузы России», которая объединяет уже 100 университетов и продолжает набирать обороты, а также успешные проекты эковолонтесрких центров в университетах России - МФТИ, ИрГУПС, СОГУ, ГУАП.

Видеозапись форума можно посмотреть здесь.

Галина Кузнецова, доцент кафедры Космического мониторинга и экологии (КМЭ), Директор по международным проектам АР МИИГАиК, координатор проекта GRETERE, представила методологию разработки и реализации междисциплинарного модуля «Устойчивое развитие территорий», который был разработан в рамках вышеназванного проекта и по рекомендации УМСГуФ включен в основную образовательную программу магистрантов по направлению подготовки 07.04.01 «Архитектура» (профиль «Архитектура и урбанизм»).
Карина Хачатрян, доцент кафедры Архитектурного проектирования, член Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, представила результаты реализации проекта в части освоения магистрантами профессионального контента и осмысления собственных исследовательских и дипломных проектов в контексте устойчивого развития.
Виктор Беленко, доцент кафедры КМЭ, и Сергей Серебряков, ген.директор АО "Оператор пространственных данных и сервисов", участвовавший в проекте в качестве приглашенного эксперта с большим практическим опытом, представили результаты своих наблюдений в процессе работы со студентами в рамках дисциплины «Космический мониторинг ландшафтов. Цифровизация и геоданные».
Елена Снежинская, старший преподаватель кафедры Управления недвижимостью и развитием территорий ФРТ, поделилась результатами психолого-педагогических исследований по формированию экологического сознания, которые проводила в течение года в рамках апробации отдельных тем модуля на бакалавриате.
Марек Франкович, профессор Ягелонского университета в Кракове (Польша), сделал краткий обзор Европейских трендов и проблем по внедрению принципов устойчивого развития в университетское образование, рассказал о положительном опыте Исландии и Австралии, а также о состоянии по продвижению этого вопроса в Польше.

Очень интересным и не менее полезным было знакомство с лучшими российскими практиками волонтерских экоклубов. Приглашенные гости из МФТИ, ИрГУПС, СОГУ, ГУАП, НИУ МГСУ представили свои «зеленые» студенческие клубы и проекты.

Ирина Тихонова, руководитель общероссийской программы «Зеленые вузы России»  и координатор одноименного рейтинга познакомила участников форума с многообразием экологических программ и проектов, которые реализуются в России на уровне университетов. Приятно было отметить, что программа уже объединяет 100 вузов под эгидой Ассоциации "зеленых" вузов России и продолжает набирать обороты.
Сергей Полищук, доцент кафедры СЖДМи ТИрГУПС, рассказал об экологических проектах своей команды с «бомбическим» названием КПСС, которые они реализуют на Байкале, активно взаимодействуя с местными НКО, фондами, бизнес организациями. Сергей подчеркнул (из своего опыта), что экологическое добровольчество  является эффективной формой патриотического воспитания специалиста.
Лара Дзаболова, директор Центра устойчивого развития СОГУ  (Владикавказ), поделилась опытом институциализации принципов устойчивого развития через организацию работы команды студентов-волонтеров в университете.
Евгения Бобренкова, глава экологического объединения студентов МФТИ Green.tech рассказал об опыте организации студентами МФТИ акций РСО и регулярного раздельного сбора отходов, убеждении администрации и организаций, относящиеся к Физтеху, вести свою работу с большей заботой о природе.
Алексей Даутов, директор по инновационному развитию АР МИИГАиК, презентовал проект EcoHack, получивший экологическую окраску в этом году, но имеющий уже 3-летний бэкграунд успешной организации и проведения профессиональных хакатонов с упором на применение знаний и навыков ГИС, картографии, геодезии. Экохакатон проходил в этом году в формате online в условиях коронавируса, но тем не менее достаточно успешно, поскольку в дистанционном формате для команд из удаленных регионов появилась возможность присоединиться без существенных материальных и временных затрат на дорогу.

По ходу обсуждения возникало немало вопросов и уже по окончании форума участники продолжили обсуждать на ходу возникающие идеи будущих совместных, в том числе международных, проектов.
Надеемся, форум даст толчок межуниверситетскому сотрудничеству в области продвижения и дальнейшего развития принципов и идей устойчивого развития как в университетской среду, как в процессе профессиональной подготовки специалистов различного уровня, так и во внеучебной студенческой жизни.

ПРОГРАММА

Презентации участников

01_Kuznetsova   02_Khachatryan   03_Belenko   04_Serebryakov   05_Snejinskaya   06_Frankowicz   07_Tikhonova   08_Polischuk   09_Dzabolova   10_Bobrenkova   11_Dautov   12_Brezgina

Видеозапись форума

 
Coordinated by:
Moscow State University
of Geodesy and Cartography

The prоject is funded by the European Commission and reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein

Co-funded by the
Erasmus+ Programme
of the European Union