15.07.2020
30 июня 2020 в партнерстве с Общероссийской программой “Зеленые вузы России” Движения ЭКА при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) была организована online конференция “Как сделать вуз зеленым”, в которой в качестве одного из спикеров приняла участие доцент кафедры Космического мониторинга и экологии, директор по международным проектам АР МИИГАиК к.б.н. Галина Кузнецова.
Целевой аудиторией конференции стали представители вузов-участников первого рейтинга “Зеленые вузы России", преподаватели и сотрудники вузов, заинтересованные в формировании экологической культуры в своих учебных заведениях.
В рамках конференции состоялась презентация методического пособия для сотрудников вузов “Как сделать вуз зеленым”, презентации экспертов, участвовавших в его подготовке, а также подведение итогов первого рейтинга “Зеленые вузы России".
Галина Кузнецова представила проект GRETERE, который уже в течение двух лет реализуется в МИИГАиК, в рамках которого была создана методология разработки междисциплинарного модуля профессиональной направленности с интегрированным экологическим содержанием на основе принципов контекстного образования, а также результаты пилотирования разработанного модуля «Устойчивое развитие территорий» в рамках направления подготовки 07.04.01 Архитектура (профиль «Архитектура и урбанизм») и проведенных исследований. Проект GRETERE вошел в методическое пособие как один из успешных кейсов, реализуемых в университетах, в разделе «Образование и научные исследования».
Важно отметить, что в поправки в Конституцию по результатам проводимого референдума включают пункт е6) в статью 143 о создании Правительством РФ «условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».
Модератор встречи Наталья Рязанова, заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры Международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО, представитель Российской ассоциации содействия ООН, сделала сообщение о создании межведомственной комиссии по разработке программы непрерывного экологического образования и просвещения.
Важные вопросы, составляющие «зеленый» рейтинг вузов, подняли участники конференции:
• Елена Горохова, директор Движения ЭКА,
• Михаил Юлкин, Генеральный директор Центра экологических инвестиций
• Наталья Попова, руководитель экологического отдела СПбГУ (раздельный сбор мусора в университете как студенческий проект)
• Игорь Осипов, заместитель директора по эксплуатации и текущему ремонту зданий и сооружений НИУ ВШЭ (углеродный след вуза)
• Роман Потоловский, кандидат технических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета (вопросы водосбережения)
• Игорь Огородников, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института теплофизики СО РАН (вопросы энергосбережения)
• Екатерина Бакеева, основатель и руководитель Экологического Студенческого Объединения БФУ им. И. Канта «Эйва» (создание экоклуба в университете с нуля)
Итогами первого рейтинга “Зеленые вузы России" поделилась Ирина Тихонова, координатор программы “Зеленые вузы России”. Методика формирования рейтинга была разработана с учетом международного опыта и будет развиваться дальше. В этом году в рейтинге впервые приняли участие 60 вузов России. В Топ-10 вышеназванного рейтинга вошли наши партнеры по многочисленным международным проектам Донской государственный технический университет, набравший в сумме 5877 баллов.
Что это дает университету? Как правильно отметили участники конференции, это не прибавляет им баллы по kpi, однако вполне возможно, что внесение такого показателя в оценку эффективности вуза не за горами. Кроме того, как показывает практика университетов, участвовавших в рейтинге, это улучшает имидж университета и позволяет продемонстрировать экологичность вуза не только на словах, но и на деле.
P.S. В процессе обсуждения тех или иных аспектов деятельности вуза и связанными с этим вопросами экологической целесообразности, возникали предложения по совершенствованию рейтинга Зеленых вузов России, по развитию различных аспектов «зеленых» составляющих вуза, таких как обогащение образовательных программ вуза экологическим содержанием, социально-воспитательная работа, административно-хозяйственная деятельность с использованием технологий энерго- и водосбережения и т.п. B прозвучало несколько шутливое предложение провести небольшое исследование и написать статью «Углеродный след процедуры аккредитации вуза», которое, судя по реакции участников, «задело за живое». Как известно, «в каждой шутке есть доля шутки»…
Видеозапись на Youtube